Фридерик Шопен

двенадцать лет

Время шло, мальчику исполнилось двенадцать лет. Почтенный Живный понимал, что руководство столь интенсивно развивающимся дарованием ему уже не под силу. По его совету родители обратились к крупнейшему варшавскому музыканту Юзефу Эльснеру с просьбой о занятиях с их сыном.

Вдумчивое отношение к удивительному музыкальному дарованию сына сочеталось у Николая Шопена с постоянной заботой о разностороннем образовании Фридерика. Из-за хрупкого здоровья мальчик долгое время учится дома. Но в возрасте 13 лет он становится воспитанником Варшавского лицея, где основные предметы велись лучшими педагогами польской столицы. Интересы мальчика сосредоточены вокруг гуманитарных наук. История родной страны и литература -- не только любимые предметы, они служат для юного Шопена источником удивительных музыкальных импровизаций. В свободное от занятий время, когда товарищи по очереди читали вслух рассказы о временах былого величия Польши и ее национальных героях, Фридерик, сидя за роялем, воссоздавал эти истории в захватывающих по красоте и силе эмоционального воздействия музыкальных образах.




По всей вероятности, именно эти импровизации были прообразами будущих героико-драматических творений Шопена, его баллад, фантазии фа минор, его величавых и трагических повествований в ритме полонезов...

Живой ум и веселый характер делали Фридерика любимцем товарищей, заводилой мальчишеских игр. Он обладал незаурядным актерским талантом, способностью комически воссоздавать жесты, походку, голоса и выражения лиц других людей. Все это делал он с такой милой непринужденностью, что никому и в голову не приходило на него сердиться. В домашних спектаклях в своей семье или у кого-либо из знакомых Фридерик обычно исполнял главные роли. И если кто-либо из товарищей путался или забывал слова роли (а суфлер терялся и не успевал подсказать), Фридерик импровизировал, вставляя целые куски нового словесного текста, и тем выручал участников спектакля. Знатоки театра находили у него выдающийся актерский талант.

Всегдашняя склонность к юмору, веселой, незлобной шутке проявлялась у Фридерика и в таланте рисовальщика. Товарищи по лицею помнили его забавные карикатуры, набросанные на бумаге, чаще всего на уроках математики.

Вместе с сестрами Фридерик организовал <<Литературное общество развлечения>>. Писал веселые стихи, рисовал дружеские шаржи, карикатуры. Все дети Шопена-старшего были литературно одаренными, и впоследствии Людвика вместе с Изабеллой даже сочинила и напечатала роман. Писательский дар проявляется и у Фридерика. В один из своих летних приездов в Шафарню -- имение родителей своего товарища Доминика Дзевановского -- Фридерик выпускает рукописную юмористическую газету <<Курьер Шафарский>>, названную так в подражание известной газете <<Курьер Варшавский>>. Серьезным тоном Фридерик под псевдонимом <<Пишон>>, составленным из букв его фамилии (Во французском языке сочетание ,,in" фамилии chopin произносится как <<эн>>), повествует о разного рода забавных происшествиях.

<<Местные новости. -- 11 августа сего года Фридерик Шопен скакал на горячем коне. Вступив в состязание с идущей пешком пани Дзевановской, опередить ее не смог (виноват в этом не он, а конь), однако же одержал победу над панной Людвикой, которая, шагая пешком, была уже близко к цели.

15 августа получено важное известие: в уголку за сараем Индюшка села высиживать яйца. Это важное событие не только увеличивает семью Индюков, но сверх того обещает увеличение хозяйственных доходов...

29 августа того же года господин Пишон, прогуливаясь... услышал Каталани (Анжелика Каталани -- знаменитая итальянская певица. В 1820 г. выступала в Варшаве. Присутствовала на концерте десятилетнего Шопена и подарила ему часы), которая сидела на изгороди и во весь голос что-то пела. Пение его очень заинтересовало, он хорошо расслышал мелодию песни, но не мог разобрать слова... Побуждаемый любопытством, он вынул три гроша и предложил их певице с тем, чтобы она ему повторила песню. Она долго смущалась и отнекивалась, однако, соблазненная тремя грошами, все же решилась и спела мазурочку, из которой редактор... приводит одну строфу: <<Посмотри, там за холмами, за холмами волк танцует, видно, нет жены у волка, потому он так тоскует...>>

Эти забавные заметки веселого, насмешливого подростка дают представление о присущей ему литературной манере, ярко отраженной и в письмах тех лет.

Последняя заметка, посвященная непосредственному впечатлению от танцевальной народной мелодии, записанной от босоногой крестьянской девчурки, особенно характерна. Сохранилось много рассказов о живом интересе юного Шопена к родной польской песне. Гуляя с отцом или товарищами, Фридерик жадно вслушивается в народные напевы. Однажды в зимний вечер он, проходя с отцом мимо корчмы, услышал игру деревенского скрипача, исполнявшего мазуры, куявяки, обереки и другие польские танцы. Мальчик остановился под окном и около получаса вслушивался в незатейливые звуки народных мелодий, пока скрипач не кончил играть. Живя в летнее время в деревне, Фридерик не пропускал ни одной сельской вечеринки и нередко сам пригашал участие в танцах или же подыгрывал музыкантам на контрабасе с одной единственной струной.

Фридерику 16 лет. Это стройный, худощавый юноша среднего роста и хрупкого сложения. Густые вьющиеся волосы пепельного оттенка падают на высокий красивый лоб, светло-карие глаза кажутся словно бы золотистыми. Довольно большой с горбинкой нос. Выражение лица мужественное, горделивое.

Окончив весной 1826 года лицей, Фридерик поступает в Выступ>> школу музыки, где совершенствуется в композиции под руководством профессора Юзефа Эльснера. Директор Варшавской консерватории Эльснер -- широко образованный музыкант, хороший композитор, автор опер на польские сюжеты. За свою долгую жизнь он воспитал не одно поколение польских музыкантов. При этом Эльснер ставил целью готовить не только хороших профессионалов, но -- в первую очередь -- деятелей национальной польской культуры. Чуткий педагог, он умел находить дорогу к сердцам молодых музыкантов. Призывал их ценить родную народную песню, живой источник вдохновения польских композиторов.

И когда коллеги Эльснера упрекали его порой за излишние вольности, которые они усматривали в ученических работах Шопена, маститый музыкант возражал: <<Оставьте ого в покое. Он идет по необычному пути потому, что и дарование его необычное. И не придерживается строгих школьных правил, ибо имеет собственные>>.

Чуткий и вдумчивый руководитель, Эльснер бережно относился к неповторимо своеобразному дарованию Шопена. Несомненно, он помог Фридерику найти свой индивидуальный стиль и глубоко национальный путь в музыкальном творчестве.

Среди заметок Эльснера о своих учениках сохранились строки о Шопене: <<Удивительные способности. Музыкальный гений>>.

После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену -- крупный музыкальный центр того времени.

Город Моцарта и Бетховена приветливо встречает молодого польского музыканта. В этом, разумеется, сыграли роль письма Эльснера, обращенные к венским музыкантам. Мастерская игра молодого пианиста, его сочинения привлекают к юноше внимание всего музыкального мира Вены.

навигация

Фридерик Шопен
Семья и детство
Двенадцать лет
Дебют молодого пианиста
На чужбине
В Париже
Дружба с Мицкевичем
Новые встречи
     * * *
Высокий расцвет
В конце пути
Музыка Шопена, мазурка, полонез
     Этюд
     Ноктюрн
     Баллада, фантазия фа минор
Скачать музыку mp3
Скачать музыку midi
Скачать реферат
Кратко о творчестве
Портреты
Друзья сайта