Фридерик Шопен

Музыка Шопена, этюд

Вместе с Листом Шопен явился создателем нового вида фортепианной музыки -- концертного этюда.

Этюд -- пьеса, основанная только на одном-двух строго определенных технических приемах (это могут быть гаммообразные пассажи, ходы по трезвучиям, изложение октавами, двойными терциями и др.). Множество этюдов, написанных в XIX веке в целях развития техники игры на всевозможных инструментах (например, пианистами Муцио Клементи, Карлом Черни, скрипачом Крейцером), являют собой не более чем упражнения, лишь немногим из них присуща музыкальная содержательность.

Этюды Шопена и Листа -- высокохудожественные концертные пьесы. Большие технические трудности, свойственные каждому из этюдов этих композиторов, всегда обусловлены и подчинены раскрытию яркого художественного замысла.

Многие из этюдов Шопена были созданы еще в Варшаве. Свою работу над двумя сериями этюдов, по двенадцати пьес в каждой тетради, Шопен завершил уже в Париже (опусы 10 и 25). По художественному замыслу они удивительно разнообразны. В основе каждого обычно лежит только один образ (контрастные сопоставления присущи лишь отдельным этюдам). Некоторые из них отличаются блестящим, светлым колоритом, есть среди них и капризно-шутливые (скерцозные). Другим, напротив, присущ грустный, меланхолический или драматический характер.




Каждая из двух тетрадей этюдов завершается пьесой взволнованного, гневно-протестующего характера. Мы уже отмечали, что эти этюды возникли под впечатлением трагического известия о подавлении польского восстания. За двенадцатым этюдом первой тетради закрепилось название <<революционного>>. Но тот же подзаголовок можно бы дать и двум последним этюдам из второй тетради (соч. 25, ля минор и до минор).

Этюд ля минор из второй серии известен как <<Зимний вихрь>>. В этом названии удачно воплощена стихийная мощь крутящихся, словно бы вихревых пассажей. На сумрачном <<вьюжном>> фоне в басах звучит грозно-торжественная мелодия героического марша, словно бы возникшая из интонаций польских революционных песен.

Неповторимо своеобразны прелюдии Шопена. В этих небольших ярко-выразительных пьесах композитор выступает как создатель нового вида романтических инструментальных миниатюр, самостоятельных, несмотря на скромные подчас размеры.

В прошлом название <<прелюдия>> означало вступительную пьесу. Совсем небольшими <<прелюдийными>> вступлениями издавна предварялись песни и хоры, в них не только устанавливались лад и тональность, но обычно полностью воспроизводилась и вся мелодия. В конце XVII и в XVIII веках прелюдия становится художественно самостоятельной пьесой, предваряющей хорал, танцевальную сюиту или полифоническое сочинение (фугу).

Прелюдии Шопена -- не вступления, они ничему не <<предшествуют>>. Это чаще всего сравнительно небольшие, но содержательно и по форме законченные пьесы. За очень немногим исключением каждая из прелюдий воссоздает только один какой-либо образ. По отношению друг к другу отдельные прелюдии ярко контрастны: вслед за стремительно быстрыми, воздушными по своей окраске пьесами следуют произведения медленного движения и скорбные (прелюдии ля минор, ми минор, си минор), за драматическими -- лирически светлые, умиротворенные или величаво торжественные.

Коротенькая седьмая прелюдия -- ля мажор -- словно бы песенка народного склада в ритме мазурки. А в небольшой трагической прелюдии до минор (No 20) слышна поступь похоронного марша. Многие прелюдии, как уже говорилось, невелики, миниатюрны, но у Шопена встречаются пьесы и довольно широких контуров, например, восьмая, а также пятнадцатая прелюдии. Заключительная прелюдия ре минор -- своего рода драматическая поэма, воссоздающая (как и оба Шопеновских этюда в до миноре) напряженную грозовую атмосферу польского восстания.

навигация

Фридерик Шопен
Семья и детство
Двенадцать лет
Дебют молодого пианиста
На чужбине
В Париже
Дружба с Мицкевичем
Новые встречи
     * * *
Высокий расцвет
В конце пути
Музыка Шопена, мазурка, полонез
     Этюд
     Ноктюрн
     Баллада, фантазия фа минор
Скачать музыку mp3
Скачать музыку midi
Скачать реферат
Кратко о творчестве
Портреты
Друзья сайта