Фридерик Шопен

Высокий расцвет

Ближайшие годы стали для Шопена временем плодотворной творческой работы, смелых и гордых исканий. В союзе с Жорж Санд он обрел личное счастье, по которому столько лет тосковало его любящее сердце.

Зимой и ранней весной Шопен и Жорж Санд живут в Париже. По прежнему Шопен принужден давать уроки. На больших великосветских приемах композитор бывает теперь редко.

Распорядок жизни в доме Жорж Сайд подчинен труду. Почти каждый год писательница выпускает новый роман. И пять-шесть часов ежедневно она тратит на занятия с детьми; примерно столько же времени Шопен отдает своим ученикам. Вечера проводят в концертных залах, в театрах, в общении с друзьями. Среди них много замечательных людей: поэтов, художников, певцов; Мицкевич и Гейне читают свои стихи и поэмы, Бальзак -- отрывки из новых романов. В центре всеобщего внимания Шопен: приветливый, радушный хозяин. В кругу друзей, топких ценителей прекрасного, здесь часто звучат его новые творения: мазурки и полонезы, поэтичные ноктюрны, экспромты, большие лирико-драматические композиции: сонаты, баллады, фантазия фа минор и скерцо.


польская плитка



И хотя жизнь в Париже протекает интересно и увлекательно, она все же утомляет Шопена. Уроки и выступления отвлекают его от музыкального творчества. С нетерпением ожидает композитор теплого времени, чтобы уехать из города и целиком заняться сочинением.

Лето и часть осени проводится в Ноане -- родовом поместье Жорж Санд. Красивый двухэтажный дом расположен в тенистом парке; неподалеку протекает река.

В Ноане Шопен живет в маленьком домике, где никто не мешает ему творить, даже когда приезжают гости. Обедают на открытом воздухе. Вечерами Шопен играет для Жорж Санд, и звуки его фортепиано далеко разносятся по парку, смешиваясь с пением соловьев.

А когда в Ноан наезжают гости, затеваются прогулки по живописным окрестностям поместья, поездки на рыбную ловлю, на охоту. Вспоминая свои юные годы, Шопен устраивает спектакли кукольного театра, руководит разыгрыванием в лицах шарад. Вечер кончается музыкой. Шопен играет новые сочинения. Импровизирует. В выступлении принимают участие и гости. Одна из частых посетительниц -- знаменитая певица Полина Виардо, чудесно исполняющая арии из опер Моцарта и Россини. Ее обаятельный облик Жорж Санд воспроизводит в своем новом романе <<Консуэло>>,

Ежегодное пребывание в течение нескольких месяцев на чистом деревенском воздухе заметно восстановило здоровье Шопена.

Близким другом Шопена становится в эти годы художник Эжен Делакруа. Его картины поражали смелостью рисунка и романтических красок, дышали жизненной правдой. Широкую известность завоевали два его больших полотна. Одно из них -- <<Резня в Хиосе>> -- посвящалось героической борьбе греческого народа против турецкого ига. Другое -- <<Свобода на баррикадах>> -- отразило живые впечатления художника от революционных событий 1830 года.

Делакруа очень любил музыку, в особенности произведения Моцарта. Импровизации Шопена доставляли ему великую радость. С утра, работая у открытого окна, он прислушивался к доносившимся издалека звукам шопеновского фортепиано. Искрящиеся радостью жизни мажорные этюды Шопена, которые композитор любил проигрывать утром, удивительно гармонично сливались с голосами птиц, с ароматом цветом и трав.

Но чаще из окон маленького флигелька доносилась музыка, проникнутая глубоким драматизмом.

Летом 1839 года Шопен трудился над созданием одного из своих гениальных творений -- сонаты си-бемоль минор. Замысел этого произведения глубоко трагичен. Скорбные лирические переживания сливались здесь с думами о великих страданиях родной земли.

Соната открывается небольшим вступлением. Суровые, властные возгласы звучат, словно грозный неумолимый вопрос.

Сонатное аллегро проникнуто глубоким душевным волнением. Главная его тема построена на прерывистых интонациях взволнованной речи. Скорбные вздохи, <<говорящие>> паузы еще более подчеркивают ее тревожный, мятущийся характер.

А дальше состояние мучительной тревоги и беспокойства сменяется сосредоточенным раздумьем. Звучит неотразимо прекрасная, широкая, напевная мелодия -- вторая тема сонаты.

Но этот обаятельный лирический образ недолго сохраняет свой светлый, умиротворенный характер. В музыке все больше и больше ощущается динамическое нарастание. Оно подготовляет появление нового образа, смелого и мужественного. Заключение первого раздела проникнуто чувством уверенности, сознанием своей гордой силы.

Средний раздел сонатного аллегро (так называемая разработка) -- самый драматичный и напряженный. Основой музыкального развития служат тревожные, мятущиеся интонации главной темы. В какой-то момент музыка обретает уверенность, решительный, мужественный тон. Ее пронизывают ликующие, мажорные призывы. Но далее снова возвращаются настроения мрачного отчаяния и гневного протеста.

Весь серединный раздел -- единый, постепенно нарастающий драматический порыв. Образы трагической борьбы, родившиеся из интонаций главной темы, достигают здесь своей кульминации.

К главной теме композитор больше не возвращается. Заключительный раздел (реприза) сразу же начинается со второй лирической темы, звучащей здесь еще более светло и напевно. В коротком заключении призывные, настойчивые аккорды словно напоминают о том, что борьба еще не закончена.

В большинстве сонат и симфоний вторая часть -- медленная, напевная. Но иногда композиторы перемещают медленную часть на третье место. Именно так поступил в своей сонате Шопен. Вторая часть его сонаты -- скерцо, его музыка проникнута неуемной энергией и мужественной силой. На короткий момент музыка светлеет. Задумчиво-грустная лирическая мелодия воссоздает образ прекрасной мечты о счастье. Но снова возвращается суровая тема борьбы. Третья часть сонаты -- скорбный похоронный марш -- будто символ завершения неравной борьбы.

Современники Шопена чутко ощущали глубоко социальный характер этого произведения. <<Поистине нельзя было найти других звуков, чтобы выразить... как оплакиваются великие потери, -- писал о Шопеновском похоронном марше Лист. -- Возникает чувство, что не смерть одного героя оплакивается здесь, а пало все поколение>>.

Но не одним лишь чувством скорби проникнут Шопеновский марш. В горестное минорное звучание внезапно врываются торжественные могучие голоса, напоминающие о славных деяниях народа, зовущие к непреклонной и стойкой борьбе. А прекрасная певучая мелодия, звучащая в середине, своим просветленным лиризмом еще более оттеняет скорбную величавость основной траурной темы.

Необычен финал сонаты -- стремительно быстрый, сумрачный. По мысли Антона Рубинштейна, это <<... изображение ветра, бесконечными струями проносящегося одинаково над могилами героев и безвестно павших в бою воинов>>.

Соната с похоронным маршем -- гениальное творение Шопена. Величественный замысел, в котором скорбные переживания героев неразрывными узами связаны с судьбою целого народа, развернут им с подлинно симфонической широтой.

...Годом позднее возникает новый замысел героико-драматического повествования -- Фантазия фа минор. По своим ярко романтическим образам, по особенности развития произведение имеет общее с Шопеновскими балладами.

Как и соната с похоронным маршем, фа-минорная Фантазия наполнена огромной трагической силой. Это одно из величайших произведений Шопена. От него тянутся нити к новому виду музыкального творчества: симфоническим поэмам Листа, Чайковского и других композиторов второй половины XIX века.

навигация

Фридерик Шопен
Семья и детство
Двенадцать лет
Дебют молодого пианиста
На чужбине
В Париже
Дружба с Мицкевичем
Новые встречи
     * * *
Высокий расцвет
В конце пути
Музыка Шопена, мазурка, полонез
     Этюд
     Ноктюрн
     Баллада, фантазия фа минор
Скачать музыку mp3
Скачать музыку midi
Скачать реферат
Кратко о творчестве
Портреты
Друзья сайта